Переработка металлолома при утилизации транспортных средств

В России ежегодно утилизируются сотни тысяч автомобилей. Общий объем черных и цветных металлов, получаемых в процессе их переработки, может достигать 900 тыс. тонн (это существенная часть общего фонда амортизационного лома). Около 90% указанного количества приходится на вторчермет, 10% - на цветной металлолом.

Преимущества от промышленного использования переработанного металлолома очевидны. Согласно экспертным оценкам, 1 тонна качественного лома в среднем позволяет сэкономить более 1700 кг железной руды, 500 кг кокса и 200 кубометров природного газа. Кроме того, не приходится тратить дополнительные средства на геологическую разведку, разработку месторождений и добычу железной руды.

Основные задачи, решаемые в процессе утилизации транспортных средств:

  • своевременное выведение из эксплуатации старых транспортных средств;
  • получение ценных ресурсов (черных и цветных металлов);
  • снижение уровня загрязнения окружающей среды, а также добычи первичного сырья и расходов ресурсов, необходимых для его переработки.

Утилизация транспортных средств

Некоторые агрегаты утилизируемых автомобилей могут использоваться повторно. Такая практика существует во многих развитых странах (Германии, Франции, США, Японии). Значительная часть деталей даже после длительной эксплуатации сохраняет первоначальные геометрические и механические характеристики. При условии правильного демонтажа, качественной дефектоскопии и восстановительных мероприятий они могут успешно использоваться в сфере авторемонта. Остальные металлические детали идут на переработку.

Особенность вторсырья данной категории заключается в том, что его фактическая ценность напрямую зависит от качества сортировки деталей и разделения материалов. Легковые автомобили примерно наполовину состоят из неметаллических комплектующих (полимеров, текстиля, резины, стекла, технических жидкостей). Дробление на специальном оборудовании старого автомобиля целиком, без разделения на части, позволяет получить вторсырье низкого качества. Такой способ переработки металлолома подходит далеко не всем металлургическим компаниям, использующим вторсырье для производства основной продукции. Черные и цветные металлы, получаемые в процессе утилизации автомобилей, – это легковесный лом с низкой насыпной плотностью. Расходы на его транспортировку достаточно высоки. Для устранения данной проблемы применяется пакетирование – технология переработки, при которой легкие, мелкие фрагменты лома с помощью специального оборудования спрессовываются в компактные, плотные брикеты. Однако пакетирование не решает проблем, связанных с качеством лома, если в его составе много примесей. Даже небольшое содержание цветных металлов – меди, хрома (в нарушение установленной рецептуры) существенно снижает характеристики выплавляемой стали.

Специалисты компании «Метсплав» напоминают - свои особенности имеет переработка свинца из автомобильных аккумуляторов. Обычно для этого используются электрохимические методы, позволяющие избежать выделения в атмосферу вредных газообразных веществ. При этом органическая фракция частично превращается в полимерное вторсырье, частично – в нетоксичные отходы. Металлизированная фракция подвергается выщелачиванию и электролизу, при котором из отработанных свинцовых пластин выделяется чистый свинец.

В мировом масштабе существенное значение имеет утилизация речных и морских судов (в Москве и Московской области роль этого источника формирования фонда амортизационного металлолома можно назвать минимальной). Для данного вида транспорта актуален простой принцип: чем больше размер и проще конструкция, тем выше цена на металлолом. На практике наибольшую ценность представляют танкеры и сухогрузы, наименьшую – рыболовные и специализированные суда (например, рефрижераторы). Обычно суда переходят в категорию металлолома в том случае, если их техническое состояние и степень износа делают капитальный ремонт нецелесообразным.

В последнее время все большее значение приобретает утилизация выработавшего свой ресурс железнодорожного транспорта (локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов, цистерн, платформ). В рамках специальных государственных программ на переработку их металлолома ежегодно направляются тысячи единиц указанной техники.

Компания «Метсплав» осуществляет прием и переработку различных категорий металлолома (в том числе транспортных средств) на выгодных условиях.

Прием металлолома
от 1 кг.Электронные весы